Mountain Ko

Восхождение в июне

Поход с ночевкой в лагере 1200
Гора Ко расположена на юго-востоке Хабаровского края, является второй по высоте вершиной в горной системе Сихотэ-Алинь, 2004 метра н.у.м. Ближайший посёлок - Солонцовый.

Маршрут на гору Ко Виктор начал продумывать года полтора назад. Изучал отчеты уже побывавших на вершине туристов, скачивал треки. Но тогда выбор пал на Баджальский хребет, по которому мы прошли 110 нелегких километров в июне 2019 года. А поход на Ко отложили до поры до времени. И вот, спустя год, время пришло.

Даты похода удачно совпали с июньским праздником - днём России. Таким образом, в нашем распоряжении было три полных выходных дня и вечер четверга, который мы использовали для заброски к началу маршрута. За рулём Honda CR-V - наш рукпох, Витя. На машине мы доехали до третьего моста через реку Ко, оттуда начинается пешая часть маршрута.

Дорога заняла ровно пять часов и около полуночи мы были на месте. Оказалось, что не мы одни решили воспользоваться дополнительным выходным. Еще несколько туристических групп планировали восхождение на вершину. По нашим прикидкам, в точке начала маршрута собралось не менее пятидесяти человек.

Утро 12 июня началось с раннего подъёма, завтрака овсяной кашей, скорых сборов и выхода на маршрут. Мы вышли не первыми, но уже после первого привала догнали и обогнали группу туристов.

Хорошо протоптанная тропа уверенно бежала вперед вдоль реки, настроение и погода были отличными и мы взяли неплохой темп. В 10.50 мы были на охотничьем зимовье, где устроили длительный привал и основательный перекус. Отдохнув, двинулись дальше.

Следующей целью был лагерь 970. После зимовья тропа стала не такой простой. Попадались поваленные деревья, один труднопроходимый прижим и множество ручьёв. Часть их прошли поверху по бревнам, валунам, некоторые преодолели вброд. Не все вышли сухими из воды.

В лагерь 970 мы пришли в 15.00 и застали там многочисленную группу туристов из Владивостока. Прикинув количество идущего народа позади нас и оценив свободные места под палатки в лагере, приняли однозначное решение здесь пообедать и продолжить движение дальше, в идеале до лагеря 1200. На обед заварили картофельное пюре. Сосиски, майонез и сухарики стали приятным дополнением к основному блюду.

Пообедав и отдохнув, в 16.40 продолжили маршрут. Темп движения нашей группы несколько снизился, виной всему плотный обед и пройденные километры до него. Но мы уже и не спешили, зная, что нас никто не догонит. Преодолев по пути серьезный бурелом, в 18.50 пришли в лагерь 1200.

Лагерем оказалась довольно большая поляна, над которой висели флаги туристических клубов Хабаровска и Владивостока. Натянув тент, поставили под ним две наших двухместных палатки. На ужин, по уже сложившейся традиции, сварили суп. Долго не сидели, костёр не разводили. За ужином обсудили планы на следующий день. Приняли решение выходить на маршрут в 5.00 утра. Перебрали рюкзаки, на восхождение взяли тёплые вещи, аптечку и немного еды. Отбой в этот вечер был ранним, как и подъём на следующий день.

13 июня встали в 3.40, позавтракали гречкой с тушенкой и в 5.00, как и было запланировано, выдвинулись в путь. Почти сразу на выходе из лагеря потеряли тропу и попали в заросли кедрового стланика. Помучившись в нём минут десять, перешли на левый берег реки. И сразу нашли тропу, которую впоследствии так же быстро потеряли. Поднявшись до ручья, который стекал с водораздела, мы перешли его и начали подъём. Вскоре лес сменился полосой кедрового стланика, обойти который не представлялось возможным, предстояло идти только вперёд, напролом. Сказать, что стланик забирает все силы, значит ничего не сказать.

Так и шли, медленно, чертыхаясь. Набрели на дерево, одиноко растущее в этом аду. Витя на него залез, в надежде увидеть свет в конце тоннеля и, оказалось, что до леса не так уж и далеко. Выйдя из стланика немного передохнули и продолжили восхождение. Поднявшись выше зоны леса, отметили, что характер ландшафта изменился на горно-тундровый. Участки каменных россыпей сменялись молодой порослью кедрового стланика, едва достигавшей колен.

Дальше, до плато горы Столовая, мы поднимались по пологому склону, вдыхая ароматы горных цветов. Ветреница амурская, рододендрон золотистый и бадан сопровождали нас почти всю дорогу. Чем выше мы поднимались по склону, тем ниже были облака. Можно сказать, что мы трогали их руками. Погода перестала радовать, подул ветер, затянуло небо. Движение вверх по склону мы продолжали в тумане.

В какой-то момент Вика ушла вперёд и пропала из зоны видимости, хотя сразу отозвалась на крик. Оказалось, что нас разделяло не более пятидесяти метров. На Столовую вышли в 9.00. Из ранее изученных отчётов мы знали, что отсюда открывается вид на вершину Ко. Однако перед нашими глазами плотной пеленой стоял туман.

Перекусив шоколадом и орехами, начали спуск по Динозаврику. Плохая видимость, порывы ветра, начинающийся дождь усложнили передвижение. Шли медленно, помогая себе руками. Возможно, в таких условиях разумнее передвигаться в связках. Невольно вспоминались несчастные случаи, которых на Ко было не мало. И приходило понимание собственной ничтожности перед стихией. На мгновение туман рассеялся и перед нашими глазами предстала почти вертикальная стена. Казалось, что без веревок и альпинистского снаряжения на неё взойти невозможно. В 10.15 мы спустились на Седло.

Короткий отдых и последний рывок. Вблизи та вертикальная стена, что нам открылась в тумане, оказалась вполне проходима. Во время небольшого привала Паша посетовал, что ему не хватает острых ощущений. Как по заказу, через пару минут, начался ливень и град. Ветер и не стихал, так что ощущения получились чересчур острыми. У меня ноги вымокли мгновенно, куртка выдержала напор стихии. Выдержали и мы, ведь до вершины оставались считанные метры.

13 июня 2020 года в 11 часов 20 минут мы взошли на вершину горы Ко. О чём сразу же сделали запись в блокноте, который хранится в туре на вершине. Кроме тумана и нас на горе никого не было. Примерно через полчаса стали подходить остальные туристы.

Не всем покорилась гора в этот день. Многочисленная группа туристов дошла до Столовой и повернула обратно. Ну а для тех, кто взошёл, кто преодолел, кто превозмог, выглянуло солнце.

Рассчитав время, которое нам понадобится для спуска до нашего лагеря, приняли решение выходить в 14.00. Расположившись на камнях, заварили доширак, попили чай. Мои брюки, промокшие под градом насквозь, успели высохнуть на солнце.
Но до чего переменчива погода в горах! В начале второго небо опять заволокло тучами, вдалеке началась гроза. Некоторые туристы, поднявшиеся на вершину после нас, успевали только сделать фото с туром и сразу начинали спуск. Мы же, спокойно допив чай, стали собираться, когда по Витиным подсчётам гроза приблизилась на три километра.

Начали спуск, когда на вершине никого уже не осталось. Таким образом, взошли в этот день мы первые, а ушли, как нам тогда казалось, последние. А дальше началось то, что совсем не входило в наши планы.

Почти спустившись до седловины, встретили девушку А., восходившую самостоятельно. Перекинувшись с ней парой слов и убедившись в том, что она знает, что делает, продолжили свой путь. Начав подъём по Динозаврику встретили парня В., который догонял А. В лёгком шоке продолжили движение. Почти дойдя до середины Динозаврика услышали крики, доносившиеся со стороны Ко.

Слов было не разобрать, вершина была затянута облаками, моросил дождь. Мы растерялись. Может это крики радости от покорения вершины? А может человек кричит от боли, мало ли что могло случиться? Пока обсуждали сложившуюся ситуацию, навстречу нам вышел мужчина, очередной восходитель. А время было начало четвёртого! Поговорили с ним, оказалось, что мужчина не раз бывал на Ко и ясно отдаёт себе отчёт в своих действиях. Более того, он ночью приехал из Хабаровска на мотоцикле, и с утра дошёл от моста до вершины. То есть за один день прошёл тот маршрут, на который мы потратили два дня. Про себя мы назвали его Терминатором.

Описав ему ситуацию и попросив поискать девушку на Ко, продолжили путь к Столовой. Вскоре опять услышали крики, нас догонял парень В. , который искал девушку А. До вершины Ко он не дошёл, А. не встретил. На Столовую В. поднялся вместе с нами в 15.40. А там ещё пара, парень и девушка, перебирают рюкзак и готовятся к восхождению. С собой у них были только тёплые вещи. Палатка и спальники отсутствовали. На наш вопрос, где они планируют ночевать, отмахнулись.

Но ведь при путешествиях в горах должна быть так называемая "точка невозврата" - время, после которого начинать восхождение опасно. Однако, молодые люди, не смотря ни на что, около 16.00 начали движение со Столовой на Ко. Тем временем, вершину окончательно заволокло, ветер усилился.

Вернулся Терминатор. Девушку А. он тоже не встретил. В. отказывался уходить с вершины без А. Навигатора, еды, аптечки, теплых вещей у него не было. На горе, как и А. он был впервые, дорогу до лагеря представлял смутно. Товарищи, с которыми они путешествовали, ушли в лагерь. Погода крайне скверная, ситуация тем более.

Оставить на Столовой одного В. мы не могли, оставаться с ним надолго – тоже. Приняли решение ждать А. до 17.00 и в случае, если она не вернётся, спускаться в лагерь и, при первой возможности, вызывать МЧС.

Потянулись минуты мучительного ожидания. Мокрые ноги в мокрых ботинках предательски замерзали. Было холодно, дул ветер, настроение испортилось.
Около пяти часов появилась видимость. Буквально на глазах ветер сдул облака с вершины, выглянуло солнце. Вооружившись биноклем, Витя занял наблюдательный пост и стал всматриваться вдаль. По Динозаврику, навстречу к нам двигалась А. Пара отчаянных туристов подходила к вершине. Все живы!

Вика попросила Терминатора подождать А. вместе с нами, чтобы проводить ребят до лагеря 970. Как только А. дошла до нас, мы сразу же начали спуск к лагерю. Терминатор шёл первым, Витя замыкал. Его разговор с А. подтвердил, что девушка потеряла ориентацию в условиях плохой видимости. Испугалась, растерялась, стала кричать. Вызвала МЧС (оказалось, что на вершине ловит билайн!). Дождавшись просвета, определила верное направление и начала спуск. На Столовую она поднялась очень быстро, заявку в МЧС отменила.

Начав спуск со Столовой в 18.10, уже в 20.00 были в нашем лагере 1200. Терминатор задал такой темп, что ноги буквально заплетались. По пути попали под сильный дождь. Попрощавшись с ребятами и Терминатором, переодевшись в сухую одежду, занялись приготовлением ужина. Вскипятив на газовой горелке кастрюлю воды, заложили в неё сушёную картошку и капусту, приправы, пару банок тушёнки и томатную пасту. Получился вкусный, наваристый, в меру кислый борщ. Добавку в этот раз ели все! Дождь стучал по тенту, а мы сидели, абсолютно уставшие, но такие довольные и пили сваренный Пашей глинтвейн.

Обсуждали прожитый день, делали выводы, строили планы на будущее. Прикинули, куда будем укладавать спать и чем кормить тех двоих, что поднялись на вершину самыми последними, если они ночью пойдут мимо нашего лагеря. Однако так никого и не дождались. Сидели допоздна, уж очень насыщенный оказался день. Как следствие, на следующий день встали позже, чем планировали.

Утро воскресенья началось в семь часов. На завтрак кускус, неспешный сбор лагеря и в десять часов утра мы были готовы к старту. Ясное небо над головой и лучи солнца, пробивающиеся сквозь вековые деревья не давали поверить в то, что вчера на вершине погода менялась раз пять. За час пятнадцать минут мы дошли до лагеря 970. В это время там уже никого не было. Струйки дыма поднимающиеся от костровищ, да забытые на кустах футболки и гамаши, выдавали недавнее присутствие здесь человека. Пятиминутный привал и мы продолжаем движение.

В 14.25 мы подошли к зимовью. И в нём встретили тех двоих, о ком думали всю ночь. Оказалось, что с вершины они спустились уже в темноте, до зимовья не пошли и приняли решение ночевать в лесу. Надев на себя всю одежду, что была у них с собой, засунули ноги в рюкзак и так скоротали ночь. Поднявшись на рассвете, прошли мимо нашего лагеря к зимовью, где и остановились на отдых.

Мы же, пообедав и собрав последние силы, в 15.45 продолжили путь к мосту. Несколько привалов, один снятый с рукпоха клещ и в 19.00 мы завершили пешую часть маршрута, дойдя до машины. Ещё около пяти часов пути в автомобиле и в полночь мы были в Хабаровске.

Это был отличный поход, в котором все поставленные цели были достигнуты, а наш маленький дружный коллектив сплотился ещё сильнее. Рукпох заглядывался на соседнюю вершину Зенит, прикидывая в уме следующий маршрут. А я для себя сделала вывод, что опыт приобретается в каждом походе и его никогда не бывает много.